Биография

06.11.1944 г. шел 1234 й день Великой Войны. На улицах Москвы веял запах неминуемой победы над фашизмом.  И именно в этот день в одном из центральных роддомов  города родилась Ирина Болотина, будущий художник и искусствовед, чья жизнь по воли судьбы была не долгой, но пронеслась яркой звездой, даря людям научные открытия в истории живописи и удивляя своими яркими картинами.

  

В старших классах, будучи абсолютной отличницей по всем предметам, Ирина не могла смириться с единственной тройкой в аттестате, и это было рисование.

Недалеко от дома на Красной Пресне располагалась школа-мастерская Щербакова Всеволода Сергеевича.

Учитель являлся одним из родоначальников разработки методик внешкольной работы с детьми в области изобразительного искусства. К нему в 1958 году Ирина и поступила на курс. Всеволод Сергеевич открыл в Ирине дар живописца, привил любовь к искусству, научил понимать живопись. В мастерской произошло знакомство с будущим мужем Щербаковым Алексеем, сыном учителя. Алексей на тот момент был уже маститым художником и иногда захаживал к отцу на чашку чая обсудить свои работы и работы учеников отца, дать мастер класс. Знакомство переросло в любовь, любовь мастера и ученицы.

В 1962 году Ирина поступает на искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ им. Ломоносова, которое закончила в 1967 году, дальше аспирантура на кафедре русского и советского искусства МГУ им. Ломоносова. В 1972 году под руководством  Д.В.Сарабьянова защитила кандидатскую диссертацию на тему “Натюрморт в русской живописи 18-19 веков”. С 1973 года – член Союза художников СССР.

У Болотиной были пристрастия: Ф. Толстой, Машков, Осмеркин, Истомин. Она специально занималась историей и теорией художественного образования, психологией творчества. Обращение к теории теснейшим образом было связано с практикой живописца. Так за книгу “Илья Машков” 1977 года, Ирина была удостоена диплома 1 степени Союза художников СССР.

А все свободное время-творчество. Ирина писала, как правило, то, что хорошо знала и понимала, что любила. Поэтому Москва — главный герой ее пейзажей. Поэтому же натюрморты ее составлялись из дорогих сердцу предметов, из вещей, книг, среди которых она жила. Творческое наследие Ирины Болотиной органично вписывается в ее концепцию московской школы живописи. Не случайно с первых выставок ее творчество было замечено художественной критикой. Не вызывая шумных споров, ее творчество все более воздействует своей бесспорностью, серьезностью и убедительностью позиции художника, считавшего, что <живопись не должна быть чересчур оригинальной>.